Сокращенная статья с сайта  Языковые особенности паремиологических единиц родительских выражений. Глава 2. Сравнительный анализ ПЕ (родительских выражений) с точки зрения гендерных принадлежностей.

Давая себе слово никогда не произносить бессмысленные и травмирующие, стандартные «воспитательные» слова, мы порой обнаруживаем себя именно в такой ситуации. Вряд ли родительских клише можно полностью избежать — важнее вовремя спохватиться

В связи с избранной темой исследования нами был проведён социологический опрос на предмет выявления интересующих нас вопросов. Среди наших респондентов были разные возрастные группы (это школьники 12-13 лет (7 класс),  учащиеся 8 классов (13-14 лет) , а также ученики 10 класса (15-16 лет). Всего в опросе приняли участие 76 человек. Нашим респондентам был предложен опубликованный список родительских выражений, который был составлен ведущей программы «Говорим по-русски» радиостанции «Эхо Москвы» Мариной Королёвой  по опросам слушателей  в радиоэфире.

1Шагиахметова Л.И., Функции паремиологических единиц, Вестник Челябинского государственного университета, 2009, №10

2 Пермяков Г. Л., Паремиология русских и английских пословиц и поговорок, М.: Просвещение, 1990

Респондентам надо было отметить те выражения, которые они слышат из уст матери, отца, обоих родителей. Приводим список выражений, предложенный нашим респондентам. Вот какие мы получили ответы:

Список выражений55199051

  1. Все дети как дети, а ты …
  1. Сколько раз повторять одно и то же?
  1. Как это прикажете понимать?
  1. Вырастешь – узнаешь.
  1. Как об стенку горох!
  1. Не умничай
  1. Сказано «нельзя» — значит, нельзя
  1. Сколько можно говорить!
  1. Тебе хоть кол на голове теши!
  1. Я ему (ей) слово – он (она) мне десять!
  1. Я тебе русским языком говорю!
  1. Заруби себе на носу!
  1. Много будешь знать – скоро состаришься!
  1. Одна нога здесь – другая там!
  1. Отстань.
  1. Ты уже взрослый(ая)
  1. Хватит бездельничать.
  1. Хоть говори, хоть нет!
  1. Как тебе не стыдно
  1. Я тебе тысячу раз говорил(а)

Show »

Состав выражений, употребляемых отцом по отношению к детям отличается, по сравнению с материнскими выражениями. Заметно снижение количества употреблений в первой строчке (41-19). Выражение «Не умничай!» произносится явно иронично, обозначает «делай, как велят».1          В Толковом словаре Ефремовой Т.Ф. значение этого выражения объясняется следующим образом: «не мудрить, не считать себя умнее других».Второе выражение, которое, по мнению детей, чаще всего употребляют отцы: «Вырастешь – узнаешь». Мужчины считают, что детям  не стоит объяснять какие-то вещи, полностью отказывают им в объяснении, да и вообще в способности ребёнка что-либо понимать. Поясним выражение, стоящее на третьем месте: «Хватит бездельничать», которое имеет значение: «ничего не делать, пребывать в безделье, в праздности». Таким образом, можем сделать вывод о том, что мужчины более категоричны в воспитательных моментах, более сдержанны в выражениях, стараются переложить груз ответственности на самого ребёнка.

По цели высказывания мужчины отдают предпочтение побудительным предложениям, а женщины повествовательным. По эмоциональной окраске, как и матери, отцы используют эмоционально насыщенные восклицательные предложения, произносящиеся   с особой интонацией, чаще побудительно-восклицательной.

В социологическом опросе учащимся было предложено записать  выражения, которые часто используют их  родители, с указанием,  кто использует выражение: мама или отец.

Таблица выражений, предложенных нашими респондентами

Выражения, употребляемые матерью Выражения, употребляемые отцом
Будешь плохо учиться – интернет отключу. 2 Будешь хорошо учиться —  на рыбалку возьму. 2
Будешь знать! 2 Сначала хорошо учись – потом проси. 3
Все из-за того, что ты мало спишь. 1 Займись делом. 4
Вылезай из компа. 3 Молодец! 1
В 23.00 не увижу дома – получишь подзатыльник. 1 Учись, в будущем пригодится. 2
Делай уроки! 5 Посмотрим... 3
Делай что хочешь. 3 Как ты сам-то думаешь? 2
Иди есть! 5 Иди погуляй, что дома сидеть. 2
Иди погуляй, что дома сидишь. 2
Иди убирайся! 3
Ой, какая умница! 1
Меня другие дети не интересуют! 3
Молодец! 4
Не исправишь оценки – не пойдешь гулять. 1
Не  забудь погулять с собакой. 1
Ну, я деньги не печатаю. 2
Сначала сделай уроки, а потом иди на улицу 1
Сходи в магазин. 2
Уроки выучил(а)? 7
Учись хорошо! 2
У тебя своя голова на плечах. 2
Хватит врать. 4
Хватит по телефону болтать. 3
Чтобы за год не было троек. 2
Что я стенке это говорю?

Все мимо ушей пропускаешь.
1
Я тебя люблю. 1

Матерей волнует прежде всего то, что связано с учёбой, поэтому преобладают такие слова, как «учиться», «интернет», «комп», «оценки», «уроки», «тройки». В речи отцов мы наблюдаем слова «учиться», встречающиеся несколько раз в родительских выражениях, но  тематика учёбы у мужчин не конкретизируется. Отметим, что среди выражений, употребляемых матерью, частотными являются «Уроки выучил(а)?»(7), «Делай уроки!»(5), «Иди есть!»(5), а в ПЕ, произносимых отцами, события относятся на «потом»: «Сначала хорошо учись – потом проси», «Посмотрим...».

В выражениях, присущих женской речи, наблюдается гиперболизованная экспрессивность.: «Я тебе тысячу раз говорила». В качестве выразительного средства присутствует приём антитезы в ПЕ: «Я ему (ей) слово – он (она) мне десять!», «Одна нога здесь – другая там!», «Хоть говори, хоть нет!». В мужской речи отмечается стремление к точности, конкретике: «дело», «рыбалка».

На основании вышеизложенного мы можем сделать  вывод  о том, что употребление и средства выражения паремиологических единиц, обозначающих родительские «обращения»,  зависят от  гендерных принадлежностей (мать-отец).

Глава 3. Попытка создания словарика паремиологических единиц (родительских выражений), которые  хотели бы слышать дети от своих родителей

Мы предприняли попытку создать словарик паремиологических единиц (родительских выражений), которые дети хотели бы слышать от своих родителей.

  1. Будешь хорошо учиться  - получишь все, что хочешь. (2респондента)
  2. Гуляй сколько хочешь и где хочешь. (9р.)
  3. В каникулы делай, что любишь.
  4. Вперед,  и не сдавайся!  (2р.)
  5. Делай, что хочешь! (12р.)
  6. Доченька!
  7. Двойка так двойка.
  8. Иди погуляй. (12р.)
  9. Завтра контрольная, можешь не идти!
  10. Зачем тебе компьютер —  мы тебе ноутбук купим.
  11. Каждую неделю ты обязана покупать себе новые вещи. (2р.)
  12. Мне все равно, кем ты выйдешь за год.
  13. Молодец! (8 р.)
  14. Можешь сегодня не делать уроки. (10р.)
  15. Можешь в школу не ходить. (6 р.)
  16. Можешь не ночевать дома!
  17. Можешь покататься на машине! (4р.)

18 Мы тебя очень любим! (3р.)

  1. Мы уезжаем, квартира в твоем распоряжении. (4 р.)
  2. На тебе денег – купи,  что хочешь. (6 р.)
  3. Не убирайся, я сама. (3р.)

22 . Не огорчайся, ничего страшного (4р.)

  1. Оценки не главное, главное, чтобы экзамены хорошо сдал.
  2. Поспи! (2 р.)

25 Самый умный (3 р.)

26 . Сиди за компьютером,  сколько хочешь! (9 р.)

  1. Сколько денег тебе дать на карманные расходы? (8 р.)
  2. Смотри телевизор, сколько хочешь!
  3. Ты – идеальный ребенок (2 р.)

30 Ты, конечно, можешь делать,  что хочешь, но по-моему мнению…

  1. Умница! (7  р.)
  2. У тебя все выйдет! (5 р.)
  3. Хочешь, я тебе компьютер починю?
  4. Чтоб до вечера не возвращалась!

35 Я целыми днями занята, учись готовить себе еду.

  1. Я горжусь тобой! ( 4р.)

Выводы

Подводя итоги проведённого исследования, мы можем сформулировать следующие выводы, Родительские выражения являются объектом изучения паремиологии — раздела фразеологии и социолингвистики;

Журналист, культуролог Наталья Александровна Конрадова, научный сотрудник Российского института  культурологии, автор ряда статей по вопросам воспитания, опубликовала на сайте электронного журнала «Сноб»   блог  «Альфа-Мама» Дженифер Хоуци, где  публикует «9 фраз, которые я никогда не скажу своим детям», это английские родительские штампы, которые в чём-то  совпадают с русскими родительскими выражениями. Приводим этот список.

  1. Считаю до трех...
  2. Пошли, или я уйду без тебя.
  3. Если мне придется еще хоть раз повторить...
  4. Потому что я мама.
  5. Ну и где ты его оставил?
  6. Еще три кусочка, и можно будет выйти из-за стола.
  7. Мне не нравится подобное отношение, юная леди!
  8. Что здесь за свинарник!
  9. Какое волшебное слово надо сказать?1

 

Чтобы начать этот разговор, мы опросили наших детей, а потом порылись в собственных детских воспоминаниях. Получился неполный, но уже довольно противный список выражений. Нет, мы не хотим их употреблять — они сами вылезают из нас в моменты стресса, неопределенности или крайней занятости.

  1. Посмотрим...

Звучит в ответ на предложение сходить в кино, поехать на выходные в гости или почитать на ночь книжку. Означает всегда только «нет», но дает ложную надежду на другой ответ.

  1. Сейчас!

Обманный маневр. В реальности «сейчас» наступает через час, через месяц, а то и вовсе никогда.

  1. Нет — значит, нет

Бессмысленное тождество — заменяет собой объяснение, почему именно «нет», и делает дальнейший диалог невозможным.

  1. Есть такое слово — «надо»

Естественное продолжение родительских риторических упражнений. Отсылает к аксиоме, которой на самом деле не существует.

  1. Как ты сам-то думаешь?

Как и в предыдущих случаях, вопрос риторический. Предполагается, что ребенок дает «правильный» ответ или выслушивает его от старших. Тут нет места для раздумий.

  1. Как тебе не стыдно! (продолжение: ...ты же старшая, ты же девочка, ты же мальчик и т. п.)

Как будто чувство стыда должно зависеть от возраста или пола.

  1. Делай, как хочешь

Коварное обещание свободы — на самом деле представляет серьезную угрозу будущей самостоятельности. Предполагается: «Все равно ты сделаешь неправильно». И это снова отказ что бы то ни было обсуждать.

  1. Не надо думать, что ты самый умный

Не говоря уже о том, что эта фраза резко понижает самооценку, она еще и относится к разряду взаимоисключающих. Вариант: «Ну ты же взрослый, умный парень...»

  1. Не выдумывай!

Мало того, что тебе не верят, — еще и предлагают всегда оставаться в рамках повседневной логики.

  1. Вырастешь — поймешь

Ну что тут сказать? Полный отказ не только в объяснении, но и вообще в способности ребенка понимать.